Графическое начертание знаков препинания при письме называют пунктуацией. Она разделяет предложения, а также их члены в тексте, позволяя видеть интонационный и синтаксический строй речи, что значительно облегчает понимание смысла написанного и его правильного устного воспроизведения.
Немного истории
Точки стали применять в рукописных текстах ещё до триумфа книгопечатания. В Европе графическое обозначение пунктуации появилось лишь в XV веке. Но даже три столетия спустя всех пунктуационных знаков, которые применяют сейчас, не было.
Например, в трудах Ломоносова не найти тире, многоточия, кавычек. Они появятся в печатных изданиях и рукописях только на исходе 18-го столетия. С течением времени пунктуация как таковая, а также её количество (число знаков) и качество (значение знаков) претерпевала изменений. Например, в XIX веке двоеточие и точка с запятой использовались гораздо чаще, чем ныне.
Немного теории
Современная система пунктуации довольно гибкая: помимо обязательных правил применения, она допускает ненормативные варианты, связанные с индивидуальными и стилистическими особенностями автора текста. Их относят к так называемой "авторской пунктуации".
Д. Э. Розенталь в своём пособии «Справочник по русскому языку. Пунктуация» посвятил ей целый раздел. В нём, в частности, говорится:
Авторская пунктуация
Итак, к авторской пунктуации можно отнести:
1. Использование автором какого-то знака препинания с расширением, а также усилением его функций и доминирующим над другими, но в целом не нарушающего общепринятых правил.
2. Знаки препинания и их сочетания, нарушающие правила. И если подобные "эксперименты" входят в систему литературных приёмов как стилистические средства, призванные усилить образность, "рельефность" и экспрессию художественного текста, то они не являются нарушением грамматических норм правописания.
Всё сказанное, в первую очередь, относится к текстам художественной литературы, публицистике. А как обстоят дела с авторской пунктуацией при создании контента в интернете? Можно ли пунктуационную дефектность многих публикаций оправдывать индивидуальным стилем их авторов?
И да, и нет. "Нет", потому что правила на то и создаются, чтобы им следовать. "Да", потому что язык - живая и изменчивая сущность, которой в нормированных рамках действующих грамматик порою тесно, а консервативные правила не поспевают за её ростом, тенденциями. Это же относится и к пунктуации в текстах любого предназначения. Но с одной важной поправкой: наряду с общими нормами существуют ситуативные, которые обусловлены логико-смысловой направленностью и характерностью текстовой информации.
Ситуативная пунктуация
Давайте для примера рассмотрим направленность применения в контенте тире и двоеточия. Знак тире, наделённый наибольшей разделительной «силой», которая дополняется ещё и зрительно, решительно вытесняет двоеточие, оставляя ему в основном место перед перечислением:
"На полках магазина стояла всякая всячина: банки консервов, пакеты с крупами, пачки печенья, бутылки с маслом и прочая бакалея".
Особенно часто используют тире авторы, стремящиеся к сжатости и уплотнению текста, для придания ему информационного стиля:
"В цехе запустили высокоточную линию для литья изделий из пластмассы – посуда, игрушки, канцелярские принадлежности, товары для спорта и досуга...".
Зато двоеточие ныне активнее применяется для краткости и броскости текста в рекламных объявлениях, заголовках и подзаголовках интернет-публикаций, выполняя сигнальную функцию. Например:
"Будущее SEO: 2017 год"
"Самые длинные имена в мире: странность или способ самоутверждения?".
Знаки, подчиненные ситуативной норме, как это показано в приведённых примерах, не могут считаться авторскими, так как они диктуются не их волей, а лишь показывают стилистические свойства разных по функционалу текстов. Такие знаки регламентированы и оправданы назначением, характером и направленностью публикаций, поэтому и существуют наряду с общепринятыми. А значит вопрос правомерности авторской пунктуации в контенте остается открытым.