Искусство сторителлинга. Сюжеты для вашей истории

Не будем тянуть кота за хвост и перейдём сразу к делу. Итак, несколько полезных сценариев вашей будущей истории, которая обязательно увлечет читателя:

1. Из известного в неизвестность. Такой прием, как путешествие главного героя по всему миру в надежде обрести свободу, стать мудрее, завоевать награду (и т.д.) встречается в большинстве историй. Это и сказки, и мифы, и религиозные писания, и кино.

Для чего? Такой мономиф призван добавить вашему повествованию обоснованность, неопровержимость и ясность. Тогда человек будет прислушиваться к вашим выводам и отнесётся к истории более лояльно, с большим доверием.

Преимущество. Этот прием хорош и для таких случаев, когда вам нужно продемонстрировать, как главный герой приобретает новые знания, оправдать его рискованные шаги. Такой рассказ увлекает контрастом отдельных поступков персонажа и драматическим эффектом. Например, неразрешимая, на первый взгляд, задача, знакомство с учителем, наставником и т.п.

Пример. «Король Лев», «Звездные войны», «Бойцовский клуб», реклама напитка «Coca-Cola. Пей легенду!», инфографика о том, как появился Pinterest.

2. Подъем на гору. Этот прием пользуется большой популярностью в мыльных операх (сериалах). Такие истории всегда очень напряжены и драматизированы. Сюжетная линия «горы» очень похожа на предыдущий – «из известного в неизвестность», но не всегда предполагает хэппи-энд. По своей структуре такое повествование напоминает обычное школьное сочинение со вступлением, основной частью, в которой описывается коллизия, и кульминации. Картина, написанная по этому сценарию, в графическом изображении выглядит как кривая с пиками подъёма и падения.

Для чего? Такая техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа, в котором вы преодолели множество преград, получили опыт и сделали вывод. Даже если этот опыт был негативным, вы поняли свои ошибки.

качественный сторителлинг

Преимущество. Такие истории окрыляют, не позволяют сдаваться. Ведь они рассказаны человеком, который не опустил руки и построил «летучий корабль». Даже если в сюжете рассказа больше говорится о падении, оно непременно подается так, что слушатель сделает нужные, конструктивные выводы. Когда уважаемый, серьезный человек прямо говорит о своих промахах и ошибках, в глазах других он становится еще более авторитетным. На такого хочется равняться. Отныне он ваш кумир.

Пример. Интернет магазин эксклюзивных джинсов Getwear. Основатель компании Madrobots рассказал, как они потеряли около полумиллиона рублей на продаже айфонов.

3. Принцип матрешки. Mise en abyme [миз-ан-аби́м] в переводе с французского означает «помещенный в бездну». В просторечии это звучит как «сон во сне», «картина в картине» или «фильм в фильме». Такое цикловое обрамление рассказа похоже на рекурсию – накладывание нескольких историй друг на друга с самым важным сообщением в ядре всего повествования.

Для чего? Стори с таким сюжетом лучше всего подойдет для страницы «о нас» или для блога компании. Например, вы можете сделать отчёт с очередного корпоратива с выездом на природу. Рассказывая о хлопотах с подготовкой, конкурсах, соревнованиях, призах, вы ненавязчиво информируете о дружном коллективе, надежных коллегах, ценностях вашего предприятия. А чтобы окончательно привязать к себе читателя, приоткройте немного карты. Конечно, коммерческую тайну разглашать не стоит, но вот поведать пару-тройку производственных историй или рассказать о практике общения с самыми хмурыми и взыскательными клиентами – можно.

управление историямиПреимущество. Таким образом вы представите свою компанию с лучшей стороны. Люди любят искренность. Не превращайте ваш рассказ в бесконечную рекурсию, иначе рискуете быть непонятым. Вашим текстам должно быть чуждо выражение «чтобы понять рекурсию, нужно сначала понять рекурсию». Хотя иногда двоякое понимание заставляет задуматься, вызывает шквал эмоций, множество комментариев, вопросов. Желательно, чтобы они были положительными или хотя бы нейтральными.

Пример. Фильмы: «Начало», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж», пьеса «Гамлет», поэмы «Илиада» и «Энеида», роман «Дон Кихот», «Декамерон», рассказ об избавлении от прокрастинации.

4. Спарклайн, или Как есть и как может быть. Главный конек этой техники сторителлинга – контраст. Контраст или его элементы есть везде и во всем: в личной жизни, бизнесе, обществе. Сравнение надежд с реальностью – один из самых сильных приемов мотивации с точки зрения эмоционального влияния.

Для чего? Жажда перемен, побуждение к действию, оживание надежды, возрождение мечты – все это следствие вашей спарклайн-истории. Вы увлечете слушателей и найдете приверженцев своего дела.

Преимущество. Эта техника чаще всего используется в создании рекламных роликов. Большая часть людей из вашей целевой аудитории после такого рассказа проникнется желанием приобрести ваш товар или заказать услугу. Хотя бы для того, чтобы убедиться: врёте вы или говорите правду.

Пример. Реклама Fairy (в Вилларибо продолжают праздновать, а в Виллабаджо до сих пор борются с жиром на посуде), Snickers (ты не ты, когда голоден).

5. Сначала середина. Потом начало. Так строятся композиции 95% историй, похожих по своей компоновке на те рассказы, которые ведут в привычной обстановке: в семье, при встрече с друзьями, среди коллег. Мы привыкли сначала говорить о самом важном, трагичном, смешном, наболевшем, интригующем и захватывающем. А уже потом добавляем второстепенные детали и рассказываем оставшуюся часть.

Для чего? Такой сторителлинг должен быть коротким. Потому что ваши читатели или слушатели быстро заскучают и потеряют интерес к изложенной вами информации. Интрига продержится до конца повествования, если вы будете умело раскрывать тайны, говорить о сопутствующих фактах и сфокусируете внимание на поворотном моменте стори.

Преимущество. Аудитория, «брошенная» в самый «разгар» событий, будет особо сосредоточена и внимательна к рассказчику. Центральный эпизод с последующими странными или неожиданными описаниями продержит на крючке до конца истории. Вам нужно напряжение аудитории, чтобы завлечь ее в свои владения. Люди должны прочувствовать все на себе, стать как бы непосредственными участниками истории. Они должны захотеть то, о чем вы рассказываете. Естественно, речь идет о положительном, приятном и полезном.

Пример. Реклама интернета от «Билайн».

6. Конвергентно-конгруэнтные мысли. Ситуация, описанная по этому правилу, демонстрирует, как разные идеи могут родить одно общее дело. Слияние, интеграция информации путем коммуникации двух людей или целой команды приводит к плодотворному партнерству и совместной работе.

Для чего? Истории такого рода служат хорошим примером для сплочения амбициозных умов в единый коллектив. Результат подобного союза может принести мировую славу и будет повсеместно востребован.

Преимущество. Этот прием также хорош для рассказа об отдельно взятом моменте из жизни компании, его развитии и для кульминационного вывода из одинаково важных интеллектуальных вложений.

Пример. Компании Google и Ernst & Young, реклама Twix (один брат делал левую палочку, а второй – правую), фильм «Мстители».

7. Обман зрения (или слуха). Эту технику сторителлинга еще называют фальстартом. Вы рассказываете историю с, казалось бы, предсказуемым финалом. Но не тут-то было! Неожиданно переворачиваете все с ног на голову – начинаете с начала.

Для чего? Когда вам нужно вернуться назад в вашей истории, чтобы пересмотреть все с самого начала и понять, в чем была ошибка, лучше всего использовать фальстарт. Именно этот прием подходит для объяснения вынесенных вами уроков и оговоренных выводов, а также о неординарном выходе из безвыходной ситуации.

Преимущество. Этот вид повествования полностью захватывает внимание аудитории, ведь ее ожидания рушатся в кульминационной части истории. Такой поворот событий удивляет и притягивает к вашему рассказу.

Пример. Реклама дезодоранта Ахе.

8. Цветок с лепестками. Одна концепция рассказывается с помощью нескольких разных историй. Графически это выглядит так, как будто вы рисуете ромашку, а ее лепестки накладываются на серединку.

Для чего? Если вы насобирали несколько несвязанных между собой стори, но прямо относящихся к общей идее, лучше их рассказать с помощью техники лепестков. Ваши отдельные истории (лепестки) могут переплетаться между собой, однако каждая из них должна быть законченной. Таким образом все ваши доводы и аргументы сплетутся в единый узел доказательств вокруг центральной концепции.

Преимущество. Объединение нескольких разных сюжетов вокруг главной идеи заставляет слушателей задуматься о значении и ценности вашего повествования.

Пример. Видео о еноте, который решает судьбу работников компании «Билайн».

И последнее: эта статья не является исчерпывающим руководством по техникам сторителлинга. Не существует идеальных и универсальных приемов написания текстов.

Экспериментируйте, находите индивидуальные подходы для каждого слушателя – и вы будете услышаны! Или заказывайте сторителлинг у нас.


Поделиться:


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий