Очень обидно, что сейчас наша с вами жизнь (поход в магазин за хлебом, покупка трусов на рынке, выгул собаки, посещение библиотеки или трудоустройство) называется таким противным словом «офлайн». Тогда как виртуальное существование (интернет-игры, общение в социальных сетях, серфинг по сайтам, прослушивание аудиокниг и прочее) относится к «онлайн-жизни».
Получается, что на первом месте находится виртуальная реальность (онлайн). Мы стали чаще покупать одежду, электронику, детские товары, бытовую технику и даже еду в интернете.
А что насчет писем, написанных от руки? В ХХІ веке таким пережитком «страдает» только Карл Лагерфельд. А зря. Ведь ни одна SMS на мобилке или письмо на электронке не передаст в полной мере ту искренность и подлинность чувств, которая заключена в письмах с неровно выведенными шариковой ручкой буквами. Нередко они имеют свой запах; некоторые адресанты специально опрыскивают свои послания любимыми духами, чтобы таким образом приблизиться к получателю.
А шуршание страниц бумажной книги... Когда вы его слышали последний раз? Электронный мир настолько поглотил все вокруг, что скоро и рожать будут онлайн. А все это из-за Бенджамина Франклина и его знаменитой фразы «время – деньги». Человек жаждет удовлетворить свои потребности, причём чаще всего только физические и материальные. Постепенно мы забываем о духовной составляющей человека. Приоритетом становятся деньги, карьера, слава. Наших детей воспитывают няни, английский язык они учат на планшете, «Войну и мир» не читают, а слушают в аудио-записи. А все почему? Потому что на это нет времени ни у родителей, ни у детей. Да и какая выгода (материальная, конечно) от чтения художественной литературы? Никакой.
Кому нужны истории и в чем их польза?
1. Родителям и детям
Своим ритмом и образом жизни мы показываем детям окружающий мир не совсем таким, какой он есть. Из-за постоянной занятости добрые родители превращаются в бабу Ягу с Кощеем, а послушные малыши становятся капризными и неуправляемыми. Дети перестают быть детьми не в 15-18 лет, а на 10 лет раньше. Когда им дают ноутбук и предлагают поиграть, пока мама занята.
Стоп! Никакой агитации к возврату в каменный век и отказу от цивилизации. Безусловно, в сети есть свои плюсы, и один из них – сосредоточение значительной части мировой информации в одном источнике. Однако нужно оставаться людьми и в век роботов.
Какая миссия родителей при этом? На собственном примере показывать детям любовь к чтению и преимущество бумажных книг. Рассказать им, что играть в казаки-разбойники может быть куда интереснее и поучительнее, чем набивать себе левел в World of Warcraft. Как это сделать? Вот вам и первое применение сторителлинга. Обязательное требование – искренность. Детские воспоминания о том, что эта командная игра научила многих действовать сообща, показала, кто друг, а кто враг, станут ценными для нового поколения. Ностальгическая история о том, как казак влюбился в разбойницу непременно тронет любого непоседу и зажжет в нем искорку здорового энтузиазма.
Вывод: главное – знать, как действовать. И тогда дети будут слушать и слышать родителей.
2. Безработному
Спасибо сети – нашлась пара подходящих вакансий (еще один плюсик в карму). Подыскиваем наряд для встречи с представителями компаний и воображаем, как они уже влюблены в вас с первого взгляда. Тппрррррр, лошадка! Мечтать полезно. Встречают по одежке – да! Но провожают по уму.
Когда человек хочет занять высокооплачиваемую должность в стабильно развивающейся компании с иностранными инвестициями, он пишет резюме. Рекламирует себя, чтобы выгодно продать. В принципе это относится к любой профессии. Даже дворникам, грузчикам и прочим вакансиям низкого социального уровня иногда требуется резюме.
Пожалуй, самым «умным» безработным, но очень желающим устроиться на должность экономиста-бухгалтера, была всем известная Елена. А точнее, «Елена из полипропилена» (мини-сериальчик о милой девушке-брюнетке легкого поведения). Она даже очки себе покупала перед собеседованием. Зачем? Чтобы добавить деловитости. Примеряя очередную оправу, девушка прямо наяву ощущала, как «ум растет так, что даже головы не хватает». Хорошая работа по мнению фрике «это та работа, когда у вас очень много выходных, много еды, много красивых мужчин и, конечно же, много денег». Запомните эти «золотые» слова Елены прекрасной! Это наглядный пример сатирического сторителлинга «как делать не надо».
Когда речь идет о должности финансиста-консультанта у какого-нибудь миллиардера, слишком креативничать не приходится. Но если вы пробуетесь на роль Малефисенты или Ахиллеса из «Трои», увлекающая стори о себе может представить вас как новую восходящую звезду, хотя, конечно, не отодвинет Анджелину Джоли и Бреда Питта на второй план. Здесь и соответствующий костюм будет кстати, и хорошо прочитанный отрывок из сценария, и даже видео-представление себя. В истории кино можно насчитать несколько случаев, когда режиссер утверждал на роль актера, который прислал ему короткий ролик о себе. Даже односекундное кино может оригинально представить и тем самым выделить вас среди остальных претендентов. Яркий тому пример – видео, анонсированное на конкурсе компании Montblanc. Автор этого шедевра – агентство Leo Burnett:
Оригинальность этой модели времени просто зашкаливает.
Вывод: главное – знать, как действовать. И за вами выстроится очередь работодателей.
3. Руководителю компании
Чтобы не зависеть от такого явления, как «человеческий фактор», лучшие умы мира сего в области конструирования стараются предугадать, не допустить или хотя бы уменьшить последствия от ошибок хомосапиенса. Помимо инжиниринга это понятие широко используется в психологии. У сторителлинга сказаний (историй), связанных с явлениями человеческого фактора, тьма и тьма.
а) Перед кризисом
Время от времени мы вспоминаем прошлое, даже если оно не очень радостное. Есть ли польза и резон в возвышении пережитого негатива? Иной раз – есть! Когда? При кризисной ситуации. Например, руководителю следует напомнить сотрудникам об уровне, который достигла компания сейчас, и о прошлых проблемах. У работников фирмы должно появиться чувство, что появившиеся ныне затруднения не являются кризисом. Ведь раньше было намного тяжелее, но компания преодолела все сложности и вышла на новый высокий уровень.
Вы также можете применить метод утопии, т.е. моделирование идеальных образов. Например, победа в тендере – результат мозговой атаки и сплочения амбициозных умов в коллективе.
б) Излишняя раздраженность
Эмоциональная напряженность сотрудников компании приводит к коллективной тревожности и провоцирует конфликты. Это чувство обычно появляется во время изменений в организации труда и его инструментария. В этом случае ваши истории должны снимать общую усталость и воодушевлять коллектив. Чтобы убедить недовольных работников в необходимости изменений, вам подойдут хоррор-стори. В «страшилках» распишите подробно что будет, если ничего не менять. Естественно, не стоит перегибать палку и пугать ваших коллег до полусмерти.
в) Хотите свернуть горы?
Чтобы заставить персонал «двигаться», нужно его мотивировать. Обычно всех работников фирмы объединяют примерно 10-15 ключевых мотивов, с помощью которых можно ими управлять. К примеру, молодых специалистов (людей до 35 лет) интересует продвижение по карьерной лестнице. Для них вы можете подготовить рассказ блестящего восхождения одного из «бывалых» сотрудников.
Люди более старшего возраста заинтересованы в хорошем социальном положении. История о выгодном соцпакете, возможности оплаты обучения детей и предоставления им рекреационного отпуска окрылит ваших подопечных и сделает их самыми верными работниками.
Не забывайте фиксировать на кино- и фотопленку моменты из повседневной жизни компании, истории о её развитии. Так вы в качестве руководителя можете в любой момент напомнить о том, как трудно было раньше и сравнить с тем, что достигнуто теперь. Таким образом сохраняется преемственность.
г) Не бойтесь слухов. Они вам могут пригодиться
Приведем пример. Однажды завод по производству часов чуть не «съели» недружелюбные конкуренты. Дело в том, что приличная часть акций была на руках у сотрудников этого предприятия. Как-то раз на проходной появились на вид приличные и очень приветливые люди, предлагавшие всем выгодно продать свои ценные бумаги. Большинство владельцев акций согласилось, и уже через некоторое время над заводом нависла угроза коварного поглощения.
Руководство не могло отговорить работников продавать свои акции, ввести запрет на продажу они не имели право, а платить большую стоимость, чем чужаки, не было смысла. Тогда администрация приняла решение пустить слух. И не простой слух, а тот, который вызвал классовую ненависть у сотрудников предприятия. Завод располагался в центре города, где за последнее время открылось довольно много игровых домов. Дорогие машины, вызывающая атрибутика, пафосная атмосфера раздражала рабочих-часовщиков. Поэтому менеджеры рассказали, что их завод хотят купить владельцы казино, чтобы открыть очередное заведение.
Эта байка почти молниеносно остановила скупку акций, ведь «приличные» люди не смогли доказать, что они не «казиношники».
Вывод: главное – знать, как действовать. И с помощью одной палочки и девяти дырочек можно истребить целое войско, как это сделал Нильс из повести Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Дарья Жуган